Покупка квартиры – достаточно сложное и ответственное мероприятие. Даже если приобретением недвижимости занимается риелтор, покупателю все равно нужно знать и понимать, на что обратить внимание, чтобы не стать жертвой мошенников.
Пошаговую инструкцию покупки любой недвижимости можно представить следующим образом:
• Подготовка и проверка документов;
• Непосредственное оформление сделки;
• Подача документации в Росреестр;
• Получения документации после ее регистрации.
В конце регистрация прав удостоверяется соответствующей выпиской, полученной в ЕГРН.
Проверка документов
Первое что следует тщательно проверить – это права собственности на данный объект недвижимости. Собственник квартиры обязан предоставить все имеющиеся у него документы. Это может быть не только свидетельство права собственности, но и договор купли-продажи или обмена, дарственная, завещание, документы о наследстве и прочее. Желательно проверить оригиналы документов, а если их по какой-то причине нет, то копии должны быть нотариально заверены.
Далее необходимо проверить отсутствие притязаний на квартиру. Для этого нужно заказать в отделении Росреестра или Многофункциональном центре справку из единого государственного реестра. Заказ справки предусматривает уплату государственной пошлины. В документе содержатся достоверные сведения о том, кто является собственником квартиры, один он или их несколько. Были ли споры относительно данного объекта недвижимости в течение последних трех лет. Если они были, следует узнать у собственника о разрешении инцидента.
У собственника должны быть в наличии следующие документы:
Важно проверить подлинность не только всех этих документов, но и паспорта собственника квартиры. Чтобы проверить подлинность паспорта продавца покупатель может обратиться с его паспортными данными в Федеральную миграционную службу и убедиться, что документ настоящий. Если вместо собственника выступает доверенное лицо, у него должна быть нотариально заверенная доверенность.
При покупке недвижимости важно соблюсти установленный законом порядок, чтобы после заключения договора купли-продажи не было оснований оспорить его в суде и аннулировать сделку. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, необходимо убедиться, что:
Если хотя бы одно из условий будет не соблюдено, сделку в судебном порядке признают недействительной.
Оформление сделки
Подписание договора купли-продажи квартиры происходит при личном присутствии обеих сторон. В случае невозможности личного присутствия продавца или покупателя вместо него должно быть доверенное лицо с нотариально заверенным документом, подтверждающим право представлять одну из сторон. Каждый участник должен при себе иметь паспорт. Прежде чем подписать договор, важно внимательно прочитать его.
Регистрация
При подаче документов в регистрирующий орган также необходимо присутствие обеих сторон. Заявление о регистрации договора составляется в присутствии принимающего сотрудника Росреестра. Проверив его и все прилагаемые документы, ответственный сотрудник обязан зарегистрировать заявление и выдать участникам расписку в их получении, после чего назначить срок, когда можно будет забрать свидетельство права собственности и документы. Сейчас срок регистрации составляет 10 рабочих дней, а при подаче документов через МФЦ – на 2 дня больше.
Финансовый расчёт за покупку квартиры может производиться как до момента подписания и заключения договора купли-продажи, так и после, о чём должно упоминаться в тексте документа. Обычно передача осуществляется в день заключения сделки. Оплата за квартиру может производиться наличными средствами, безналичными или с использованием банковской ячейки. Производя оплату наличными денежными средствами желательно составить расписку.
Продавец обязан снять с регистрации всех прописанных в квартире жильцов и освободить жилплощадь прежде, чем покупатель получит своё свидетельство. С момента регистрации документа в Росреестре все права на объект недвижимости переходят к покупателю.